В канун Великой Субботы, 17 апреля, в храме в честь Преображения Господня была совершена утреня с чином погребения Плащаницы Христа Спасителя. Это богослужение, как и совершенная перед этим вечерня с выносом Плащаницы, символизирует снятие со Креста Пречистого Тела Господа нашего Иисуса Христа. Утреня знаменует богослужебное начало следующего дня — Преблагословенной Субботы. В начале этого богослужения читалась семнадцатая кафизма — часть Псалтири, которую обычно читают при отпевании усопших или на панихидах, затем канон Великой Субботы. «Исходное пение, надгробную песнь Тебе воспою; погребением Твоим жизни моея входы отверзшему, и смертию смерть и ад умертвившему», — так начинался этот канон. Это плач о погребенном Иисусе Христе, но в нем все сильнее звучит новая тема — ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи. «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… востану бо и прославлюся». В воспоминание погребения Христова, сошествия Его во ад и победы над смертью был совершен крестный ход вокруг храма, во время которого пелось «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас...» Затем Плащаницу поднесли к открытым Царским вратам и положили посредине храма в ознаменование того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Службы Великой Субботы, совершаемые, в том числе и накануне в пятницу, — вершина православной литургической традиции. Это не разыгрывание исторических событий смерти и погребения Христа и не ритуальное изображение евангельских сцен. Эти богослужения — духовное и литургическое проникновение в вечный смысл спасительных деяний Христовых. Крестный ход. Видео
|