В конце шестидесятых годов позапрошлого столетия в Европе появился проект, значительно упростивший корреспондентские отношения. Венский профессор военной академии Эммануил Герман в 1869 году предложил ввести "почтовые открытки", пересылаемые в открытом виде за умеренную плату, но с ограниченной площадью для письменного сообщения. Поначалу рисунка первые открытки не имели, но уже через год были выпущены открытки с гравюрами. Их успех превзошел все ожидания и в 1874 году на почтовом конгрессе в Берне учредили Всемирный почтовый союз и подписали Всеобщую почтовую конвенцию. В её основу легли единство почтовых тарифов и такс, свобода пересылки транзитной почты и многое другое, устранившее помехи развитию международного почтового обмена.
Широко распространившиеся в Европе открытые письма быстро вошли в моду и в России. Тематика открыток была самая разнообразная — современное изобразительного искусства, виды городов, достопримечательностей, портреты известных людей, новомодные постановочные фотографии... Практически каждый издатель выпускал и поздравительные открытки к праздникам, Пасхе, Рождеству Христову, Дню Ангела, Новому году. Следует отметить, что множество открыток для российской почты были напечатаны в Европе, в первую очередь в Германии. Поэтому зачастую они несли на себе заграничный "лоск", т.к. немецкие печатники имели весьма слабое представление о православной жизни в России и изображали на открытках внешние, мирские образы праздников. Если Пасха— то обязательно яичко, а раз яичко, значит и цыпленок. Если Рождество — значит, снег, зайчики, шубки. Одежда героев рисунков и фотомоделей тоже была непрывычна российским потребителям.
Ниже представлена небольшая коллекция открыток, имевших хождение в России в начале XХ века.
|